Порядок приобретения участка для строительства дома
В настоящее время есть только два законных способа приобретения участка земли для строительства дома: покупка его у прежнего владельца либо выкуп из государственной или муниципальной собственности.
Покупка участка земли у прежнего владельца намного проще и не требует большого количества времени. Однако его цена может быть значительно выше, чем у аналогичного участка, находящегося в государственной собственности.
Участок из государственной собственности можно получить бесплатно, однако категория лиц, имеющих на это право, весьма ограничена.
Для того чтобы купить земельный участок у прежнего владельца, необходимо заключить с ним договор продажи в соответствии с требованиями, изложенными в пар.7 гд.30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
После согласования всех деталей договора купли-продажи и его подписания нужно оформить государственную регистрацию. Регистрировать необходимо переход права собственности на землю.
Для этого нужно обратиться в соответствующий орган юстиции по месту расположения приобретаемого участка, предоставив следующие документы:
- Заявление о регистрации;
- Квитанцию об оплате регистрации;
- Договор купли-продажи;
- Документы, удостоверяющие личность покупателя;
- Кадастровый план.
Далее учреждение юстиции рассматривает ваше заявление и в месячный срок выносит решение о государственной регистрации. При положительном решении выдается свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Намного сложнее обстоит дело с выкупом участка земли из государственной собственности. Согласно законодательству земельный участок, предназначенный для строительства, может перейти в частную собственность только в результате торгов (аукциона).
При приобретении земли необходимо:
- Подать в местные органы самоуправления заявление с просьбой предоставить земельный участок для строительства жилого дома;
- Заказать в специальной лицензированной организации топографический план участка;
- Получить выкопировку из топографического плана и подать заявление для выяснения отсутствия обременений в отношении данного участка;
- Представить с таким же пакетом документов заявление об отсутствии (либо наличии) запретов на строительство на участке;
- Подать весь пакет документов для окончательного решения в местные органы исполнительной власти или самоуправления.
Местные органы власти самоуправления должны принять решение об аукционе, предметом которого является право собственности на земельный участок. Аукцион проводится в месячный срок после принятия указанного решения. Если кроме инициатора аукциона в течение месяца никто не изъявил желания участвовать в нем, заявитель имеет право выкупить земельный участок, уплатив его номинальную стоимость.